Печать Войска Донского Раздорский этнографический музей-заповедник Археологические памятники
О музее Археологические памятники Станица Раздорская Донское казачество Имена Контактная информация
 

Древний человек

Из глубин веков

Агарков Л.Т.

На необозримых степных и лесостепных просторах юго-восточной Европы в VII-X вв. кочевыми и полукочевыми народами была создана высокая культура.

Первые находки, относящиеся к этой культуре, были обнаружены на правобережных холмах Северского Донца в селе Верхний Салтов Харьковской области и на Дону, в месте впадения в него реки Тихой Сосны, в селе Дивногорье, Воронежской области, на так называемом Маяцком городище. По месту первых находок культуре было дано название салтово-маяцкой или салтовской.

Особая роль в исследовании памятника этой культуры на территории бассейна Дона принадлежит выдающемуся советскому ученому профессору М.И. Артамонову. Им было раскрыто Левобережное Цимлянское городище (ныне затоплено водохранилищем), которое он отождествил с развалинами хазарского города Саркел и русской крепости Белой Вежи, построенной на развалинах Саркела.

- Саркел, – пишет доктор исторических наук С.А. Плетнева, – единственный исследованный почти полностью город, выстроенный и заселенный народами, создавшими салтово-маяцкую культуру, является несомненным хронологическим эталоном для средневековых памятников юго-востока Европы. К такому выводу С.А. Плетнева приходит потому, что в писменных источниках имеются точные указания дат построения Саркела хазарами (30-е годы IX в), его гибели (965 год), возникновения на его развалинах древнерусской крепости и, наконец гибели ее под ударами половцев в начале XII в.

По мнению М.И. Артамонова, народы обитавшие в Подонье и Приазовье в VII – X веках, представляли собой конгломерат различных взаимовлияющих друг на друга племенных групп, состоявших в основном из ираноязычных аланов и тюркоязычных болгар. Тюркский язык имел распространение на всей территории. Народы эти входили в состав Хазарского каганата и переживали, как и сами хазары, период становления феодализма и перехода от кочевого образа жизни к земледельческому-оседлому, что привело к развитию ремесел и торговли, т.е. к рождению определенной культуры, которую мы выше назвали салтово-маяцкой.

На территории Усть-Донецкого и соседних с ним районов имеются многочисленные памятники, относящиеся к рассматриваемой культуре.

Прежде всего – это городище и некрополь в х. Крымском, о которых уже рассказывалось в ранее опубликованных материалах в газете «Звезда Придонья».

В станице Нижнекундрюченской известно кочевье. Однако во время одного из туристских походов по родному краю с учащимися Раздорской средней школы летом 1959 года мною там на местах, известных местным жителям под названием «Камень-могила», «Городище» и «Саур-Могила» была собрана большая коллекция фрагментов глиняных сосудов с характерным для салтовской культуры орнаментом. Он представляет собой горизонтальные линии по всему тулову или расположенные зонами через определенные промежутки. Наносились эти линии гребенчатыми штампами с острыми зубьями на сыром сосуде до обжига.

По рассказам учителя истории Алексея Митрофановича Зубкова в районе «Камень-Могилы» местными школьниками было вскрыто несколько погребений. Таким образом есть все основания говорить о наличии здесь не только кочевья, но и селища.

Салтовские селища имеются в городе Константиновске, станицах Раздорской и Мелиховской, а между городом Семикаракорском и станицей Раздорской расположены развалины салтовской крепости.

В музее станицы Раздорской Экспонируются сосуды той же культуры из хуторов Ольховского и Пухляковского, подаренные музею жителями этих хуторов Паршиным и Смоляковой.

Во время строительства водонапорной башни для снабжения водой животноводческой фермы в хуторе Каныгине в 1961 году, благодаря небрежности рабочих, рывших котлован, было разрушено групповое погребение. Собранные мною останки погребального инвентаря (фрагменты горшка, глиняная кружка, бронзовое украшение типа серьги) свидетельствуют о принадлежности разрушенного могильника к салтово-маяцкой культуре. Хочется обратить внимание читателей на то, что очень часты случаи, когда из-за невежества отдельных лиц допускается разрушение ценных исторических памятников или гибель отдельных интересных для науки находок.

В окрестностях станицы Раздорской юный краевед Виктор Беспалов нашел железный наконечник дротика, а в Усть-Донецком школьник Александр Миненков – железный наконечник стрелы. Интересные украшения из бронзы с эмалевым покрытием передал учитель Валуйсков. Они были найдены при рытье траншеи для фундамента нового дома в хуторе Черни. Эти находки свидетельствуют о плотном заселении территории нашего и соседних районов в раннее средневековье.


Газета «Звезда Придонья»,
30 августа 1975 г.

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru
контрольные браслеты
Струг
На главную           Карта сайта
© Раздорский этнографический музей-заповедник
Web-дизайн Татьяна Ладик