Печать Войска Донского Раздорский этнографический музей-заповедник Раздорский городок
О музее Археологические памятники Станица Раздорская Донское казачество Имена Контактная информация
 

Древний человек

Технология изготовления древней керамики Ракушечного Яра: опыт реконструкции

- 1   2   3   -

Важный показатель качества (и функциональности) керамических изделий, позволяющий установить степень завершенности спекания керамического материала, – пористость, т.е. общий объем огкрытых и закрытых пор в материале. От их количества зависит водопроницаемость сосуда, механическая прочность, устойчивость к воздействию внешней среды. Понятно, что чем меньше пористость, тем качественнее материал. Пористость изделий оценивают по величине водопоглощения – насыщают водой при кипячении и определяют разность в весе (в %) между насыщенным водой материалом и высушенным.

В настоящее время есть стандарт, который регламентирует процесс определения пористости для керамических и гончарных изделий – РСТ 604-91 [5].

У изделий ракушечноярской культуры величина водопоглощения, в соответствие с этим стандартом, составляет от 16 до 6%.- с достаточно большим разбросом данных. Для сравнения: у семикаракорского фаянса она составляет 6-9%, у фарфора – до 1%.

Более высокое водопоглощение (13,8-16,2%) у черепков, относящихся к первому периоду (неолиту), т.е., в сравнении с черепками последующего периода они плохо спекшиеся.

У черепков, относящихся ко второму периоду (энеолиту), водопоглощение меньше – (6,6-7,1%); спекаемость достигнута не только за счет обжига (цвет черепков с малым водопоглощением тоже черный, т.к. органика не выгорела, поскольку температура не была высокой), но в результате изменения состава массы – в ней больше ракушек.

Для сравнения, величина водопоглощения обожженной при 900°С чистой раздорской глины составляет около 26%. Можно сказать, что изменением состава массы спекаемость глины снизили в четыре раза.

Температура обжига могла колебаться от 500 до 900°С, т.е. обжиг был разным, в том числе и хорошим.

Древние мастера качество обжига определяли по звуку: по изделию, удерживаемому на весу, легко ударяли; если звук был чистым и звонким, то материал спекся достаточно качественно; если звук был глухим, то материал рыхлый, и чем глуше звук, тем хуже качество; если добавлялся дребезжащий звук, значит имел место еще и скрытый дефект (трещина). Другой способ определения качества – на язык: влажный язык прилипает к поверхности, пористость которой выше 12%; чем большая пористость – тем более сильное прилипание.

Керамика с водопоглощением выше 6% водопроницаема, т.е. сосуды в той или иной степени пропускают текучие вещества; понятно, что ракушечноярская керамика – именно такая. В прошлом веке и ранее использовался простой способ сделать изделия водонепроницаемыми. В обожженное изделие наливали молоко и ставили в теплую печь; температуру постепенно повышали до образования на молоке оранжевой запекшейся корки. Молоко сливали; изделие становилось водонепроницаемым, т.к. поры заполнялись жиром и белком из молока.

И, по-видимому, ракушечноярская керамика тоже дополнительно улучшала свои качества в процессе эксплуатации – поры также заполнялись жировыми или белковыми материалами и водопроницаемость снижалась или исчезала совсем.

В.Я. Кияшко описывает керамику следующим образом: «Часть керамики характерного «ракушечноярского» стиля имела плотное, тонкоотмученное тесто с примесью волокон органики, густой черный цвет внутри и светло-охристый на поверхности. Характеристику можно дополнить, упомянув ленточную формовку, хороший обжиг и слегка пачкающуюся, «мылкую» поверхность. Морфологически это – высокие, слабопрофилированные горшки, с прямосрезанным, реже овальным краем, и сужением к небольшому плоскому дну... Вторая группа неолитической посуды... более разнообразна по размерам, технологическим признакам и орнаментам. В ней, наряду с растительной, представлена песчаная и мелкая ракушечная примесь. Изделия тонкостенны, черепок ломкий, шелушащийся. Наряду с плоскими распространены острые днища» [3].

Древние мастера, естественно, понятия не имели о положениях науки, изложенных выше, но они обладали чувством материала, во многом ныне утраченным.

Принято считать, что первобытная культура в целом и каждый ее аспект обладали утраченной теперь синкретичностью – слитностью и взаимообусловленностью всех компонентов. Изготовление любого изделия, и тем более гончарного, связанного с первичными стихиями – землей, водой и огнем – представлялось актом космогоническим, созидающим мир. И жизнь древнего человека духовно была наполнена гораздо более, чем современного [4].

Если допустить сравнение неолитической посуды и современной (если возможно такое сравнение), то бесспорным достоинством древней керамики выявится ее функциональность – в своих формах она более органично, чем современная, синтезирует свойства функции, формы и материала. Формы эти пластичны и не могут быть другими, т.к. сделаны руками, объемы строятся на базе шарообразной формы, диаметр дает возможность свободно наполнять или опустошать сосуд, верхние кромки хорошо сливают жидкость – рациональность заключается во всем.

В заключение, в качестве общего вывода, можно сказать, что древняя керамика учит нас оптимизму. Она сохранилась, пройдя через тысячелетия; продемонстрировала себя, свои достоинства и показала, как древний человек, имея минимум средств и возможностей, достиг достаточно высокого уровня и в технологии, и в дизайне, и в устройстве собственной жизни. Экстраполируя это, можно предположить, что и деятельность современного человека в будущем также будет иметь достоинства в глазах потомков, если этот взгляд будет доброжелательным.


Историко-культурные и природные исследования
на территории РЭМЗ. Сборник статей, выпуск 2, 2004 г.
Библиографический список
[1] Белановская Т.Д. Ракушечноярская культура времени неолита и энеолита на нижнем Дону // Проблемы хронологии археологических памятников степной зоны Северного Кавказа».
[2] Справочник по месторождениям нерудных полезных ископаемых Ростовской области. – ИРУ, 1992.
[3] Кияшко В.Я. Между камнем и бронзой (Нижнее Подонье в V – III тысячелетиях до н.э.) // Донские древности. Вып. 3. – Азов: Азовский краеведческий музей, 1994. -132 с.
[4] Шилов Ю.А. Не Боги горшки обжигали. – ХИЖ. – 1979. – № 2.
[5] РСТ 604-91. Изделия керамические народных художественных промыслов и гончарые.
- 1   2   3   -

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru
Спешите купить престижные апартаменты в Москве комфортное жильё премиум класса. Актуальное предложение - IQ квартал в Москва Сити цены на квартиры от застройщика!
Струг
На главную           Карта сайта
© Раздорский этнографический музей-заповедник
Web-дизайн Татьяна Ладик