Печать Войска Донского Раздорский этнографический музей-заповедник Донское казачество
О музее Археологические памятники Станица Раздорская Донское казачество Имена Контактная информация
 
Обряды и традиции казаков

Обряды зимнего календарного цикла

- 1   2   3   4   5   -
Костина Л.П.
ГУК РО «Раздорский этнографический музей-заповедник»,
ст. Раздорская

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем или переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему прошлому, которое, оказывается, мы знаем поверхностно. Историю мыслим как сумму фактов, дат, имен, как линейную последовательность событий, интерпретируемых с сегодняшней точки зрения; культуру какой бы то ни было эпохи представляем по шедеврам искусства, музыки, народно-прикладиого творчества и т.д. Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа поможет понять и объяснить многие моменты истории России, судьбы разных социальных и этнических групп, поколений, отдельных людей.

Традиционная культура русского народа ярко отражена в народном календаре, корни которой уходят еще в язычество. Потребность измерять время возникла у всех народов, как только осозналась периодичность явлений природы (смена дня и ночи, времен года). Славяне не были исключением. Им тоже пришлось осваивать способы времяисчисления, вырабатывать свой календарь. В старину на Руси основным занятием было земледелие, поэтому культура и основная масса праздников и связанные с ними традиции и обряды носили земледельческий характер. В старину на Руси жизненный клад народа изначально определялся в первую очередь сменой времен года поворотными сроками солнечного календаря. Особо выделялись четыре цикла: зимний и летний солнцевороты, весенние и осенние равноденствия.

Со времени принятия христианства в 988 году на Руси постепенно стал устанавливаться церковный порядок праздников. В течение некоторого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и аграрный, которые то совпадали, то расходились. В русском аграрном календаре четырем циклам соответствовали: зимнее солнцестояние – зимние святки (конец декабря – начало января), летнее солнцестояние – праздник на Ивана Купала (24 июня / 7 июля), весеннее и осеннее равноденствие – март и сентябрь соответственно.

В древней Руси встреча нового года приурочивалась к началу марта. С XIV века церковь пыталась перенести начало года на сентябрь, но официально празднование церковного и гражданского нового года 1 сентября было окончательно определено лишь в 1492 году (7000 год от «сотворения мира»). Спустя два века Петр I обнародовал указ «лета счислять» с января и новое столетие началось с 1 января 1700 года по юлианскому календарю. С 1918 года был осуществлен переход на григорианский календарь, так называемый «новый стиль».

Как бы не менялись официальные сроки начала года, народное времяисчисление по-прежнему опиралось на смену времен года и за основную веху принимало период зимнего солнцеворота – Спиридоньев день, позднее перенесенный на 25 декабря – Рождество Христово.

Народные праздники (языческие, неофициальные) естественно вбирали в себя или подчинялись церковным, поскольку и те и другие были проникнуты двойственным мироощущением. Тема жизни и смерти, постоянный переход от одного состояния в другое, возрождение и воскресение через смерть, гибель, сожжение, зарывание – главные темы и церковной и народной культуры, хотя церковь многие народные обряды и праздники запрещала.

Известный исследователь русского фольклора В.Я Пропп писал: «Разница между обрядами и обычаями, с которыми церковь вела борьбу, и теми, которыми она насаждала, есть разница не по существу их исконного значения. Русская церковь, запрещавшая святки, масленицу, семик, Купалу и другие праздники, преследовала то мировоззрение, из которого она родилась сама».

Народные праздники, хоровое пение – это духовное достояние любого народа. Особо любимыми в народе были рождественские праздники. Россияне, в том числе и казаки, праздновали Святки красочно и весело. Начинались они с празднования Рождества Христова и продолжались почти две надели до Крещения Господня. К празднованию Рождества Христова верующие готовились сорокадневным постом, известным под названием Рождественского или Филиппова. Канун праздника проводился в особо строгом посте. Этот день назывался сочельником, т.к. по церковному уставу в этот день полагалось употреблять в пищу сочиво (пшеницу с медом, или послащенной сахаром – «кутья»). По всей России в сочельник не ели до первой звезды, но подготовка к этому празднику немного отличалась, друг от друга, согласно тем обычаям, которые бытовали в данной местности. Велика Матушка Россия, сколько губерний – столько и обычаев, которые характеризуют тот народ и те традиции, сложившиеся веками, начиная с язычества. В северных областях России в Рождественский сочельник еще прослеживается связь с языческими традициями о задабривании Мороза, о нарождении молодого солнышка. В Курской губернии в навечерие Рождества в ряде мест, жгли костры, что связывалось с представлением о возрождении нового солнышка, о начале нового солнечного года. В Воронежской губернии семья, собравшись за столом в сочельник, ставила на стол кутью и овсяный кисель, хозяин, перед началом трапезы, открывал окно и зазывал: Мороз, мороз! Иди в хату есть кутью с киселем. Зимой ходи, а летом под колодиной лежи! Таким призывом думают умилостивить мороз, чтобы он весною не побил ярового хлеба, капусты, огурцов. А в Смоленской губернии не только просили, но и пугали:

Мороз, Мороз Васильевич!
Ходи кутью есть!
Цепом голову проломлю,
Метлой очи высеку!

На Смоленщине Мороз наделен таким отчеством не случайно: кормление Мороза происходило в Васильев вечер, накануне Нового года (по-старому).

У нас, на Дону в канун великого праздника, в красном углу, под образами, на чистой скатерти, на пучке сена или соломы стояла чаша с отваренными зернами пшеницы, политой медом и посыпанной изюмом (тоже кутья).

С первой звездочкой на небе (воспоминание о той звезде, что возвестила волхвам о рождении Христа) после молитвы ели кутью, а за ней самый скромный ужин.

Один из наиболее популярных символов христианского праздника, посвященного рождению Христа, – звезда (как специально изготовленный обрядовый предмет и как обобщенный знак Рождества) была включена в уже готовые формы архаических ритуалов и поверий, относящихся к святочному периоду.

- 1   2   3   4   5   -

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru
работа свежие вакансии Солидные выигрыши и незабываемое удовольствие - может подарить Вам только букмекерская контора
Струг
На главную           Карта сайта
© Раздорский этнографический музей-заповедник
Web-дизайн Татьяна Ладик