Печать Войска Донского Раздорский этнографический музей-заповедник Знаменитые люди России в станице Раздорской
О музее Археологические памятники Станица Раздорская Донское казачество Имена Контактная информация
 
Имена

Встречи с Анатолием Вениаминовичем Калининым

Смолякова H.Л.
ГУК РО «Раздорский этнографический музей-заповедник»,
ст. Раздорская

В 1960 году мой отец, Л.Т. Агарков, привел нас, шестиклассников, в х. Пухляковский, в дом стоящий на берегу Дона, утопающий в зелени виноградно-фруктового сада с тенистой сосновой аллеей посередине. Погода стояла очень тёплая, и мы расположились в "зеленом кабинете" Анатолия Вениаминовича Калинина, за большим столом под раскидистой тютиной. Мы ожидали, что к нам выйдет седовласый, умудренный опытом старик, а к столу легкой стремительной походкой подошел молодой мужчина с сияющей улыбкой и заговорил с нами живо и понятно. Я не могу передать дословно нашу беседу, но суть была в том, что за суетой и проблемами нашей жизни очень важно сохранить в душе вечные человеческие ценности, делающие нас людьми. Я навсегда запомнила эту способность Анатолия Вениаминовича дать собеседнику, даже такому юному как мы, почувствовать себя знающим и значимым. Мы наперебой стали рассказывать ему о своей школьной жизни, о походах, раскопках, музее, которому отдавали всё своё свободное время.

То же тепло я почувствовала при нашей первой встрече сорок лет спустя, а все последующие встречи убеждали меня в том, что А.В. Калинин является не просто известным писателем, но и исследователем, хранителем и пропагандистом самобытной культуры и обычаев наших предков.

В беседах с участниками нашего фольклорного коллектива Анатолий Вениаминович сожалел о том, что сейчас в станицах и хуторах всё меньше остается истинных хранителей казачьего языка и песенных традиций, ведь в песенном творчестве отображалась практически казачки! Чернобровы они и чернооки, статью ладны и умом не обделены. Хоть и говорят обычно о женской слабости, но в отношении наших казачек уместнее сказать о женской силе. Не раз в истории Дона было так, что женщины наравне с мужчинами, а то и вместо них вставали на защиту границ русских". Нам же А.В. Калинин высказал пожелание, которое полностью совпадало с нашей задачей, как музейных сотрудников: исполнить на концерте не просто донские казачьи песни, а те, которые забыты, но хранятся в глубокой памяти старожилов. Просьбу мы, конечно, выполнили, и наш репертуар пополнился старинными, давно забытыми казачьими песнями.

По приглашению Анатолия Вениаминовича побывала я на семейной встрече Шолоховых и Калининых. Было это в канун 100-летия М.А. Шолохова. В непринужденной, дружеской обстановке всплывали всё новые и новые воспоминания.

В 13 лет прочитал А. Калинин роман "Тихий Дон" и за 150 километров, с оказией, на быках поехал в Вешенскую, чтобы воочию увидеть М.А. Шолохова.

И роднит сегодня эти две семьи и притягивает к ним людей, как магнитом, образ писателя-казака горячо любящего свою страну и в ней свою Малую родину.

Я обратила внимание на то, что обе семьи одинаково трактуют понятие "память о прошлом", рассматривают его не как обязанность только власти, но и общества; пожалуй, даже общества в первую очередь. И я сделала для себя вывод, что миссия произведений М.А. Шолохова и А.В. Калинина, да и самих авторов – пробуждение этой исторической памяти в общественном сознании, превращение её в неотъемлемую часть национального менталитета. И для достижения этой цели одних монументов недостаточно.

Проблема в том, что при старом режиме российское общественное сознание было подвергнуто хирургической операции: у него ампутировали его историческую составляющую. Взамен предложили тщательным образом разработанную мифологию. Отдельные элементы этой мифологии менялись в зависимости от идеологической конъюнктуры, но одно её свойство оставалось неизменным: она не имела почти ничего общего с личным историческим опытом людей. Понятно, что при этом непосредственная историческая память личности, "самостоянье человека в истории" (по А.С. Пушкину – "залог величия его") попросту исключались.

Произведения М.А. Шолохова и А.В. Калинина призваны пробудить историческую память общества. Но память становится памятью, только тогда когда она передана новым поколениям.

Никакое хоть сколько-нибудь демократическое государство не построишь без исторического и правового сознания граждан. Но как воспитывать или развивать такое сознание у юношества? Это ещё одна тема наших с Анатолием Вениаминовичем бесед.

Ежегодное проведение совместных с областными и районными комитетами по молодежной политике мероприятий для подрастающего поколения стало традицией Раздорского этнографического музея-заповедника. И очень часто делегаты наших конференций встречаются с А.В. Калининым. Так, в ходе областной молодежной научно-практической конференции "Казаки – боевая слава России", состоялась встреча молодых журналистов с семьей А.В. Калинина.

В том же "зеленом кабинете" шел живой разговор о том, что книги, фильмы, телепередачи, музейно-выставочная деятельность, качественное школьное преподавание – всё это, безусловно, формирует молодую личность.

Внимательно и с интересом слушая молодежь, Анатолий Вениаминович аккуратно и очень тактично подвёл всех к пониманию того, что формирование исторического и правового сознания происходит только тогда, когда оно не приходит извне, а когда молодой человек сам вступает в прямое соприкосновение с фактами, сам пытается их осмыслить и найти ответы на поставленные им самим вопросы.

И опять я уловила в словах этого великого, но столь родного человека ценный совет: привлечь молодежь к поисковой и исследовательской работе, научить избегать пустого декларирования нравственно-этических постулатов и самим, путем проб и ошибок, прийти к собственному осмыслению и пониманию причин и следствий, событий и фактов.

Как правило, итогом таких встреч являются душевный подъем и стремление к действию: поиск, изучение проблемы, анализ происходящего, желание поделиться мыслями: стихи, проза, научные статьи.

Вот тут-то и приходят на помощь юным исследователям сотрудники нашего музея. Они помогают сформулировать тему, подобрать материал, руководят научными изысканиями, ориентируют на положительный результат.

В процессе исследовательской деятельности происходит социальная адаптация юного автора, так как через личностное отношение к избранной теме выявляется его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты. Такой молодой человек более защищен от жестоких социальных реалий, так как его жизненная позиция активна и действенна.


Историко-культурные и природные исследования
на территории РЭМЗ. Сборник статей, выпуск 3, 2007 г.

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru
Струг
На главную           Карта сайта
© Раздорский этнографический музей-заповедник
Web-дизайн Татьяна Ладик