Аланы – II–IX вв. н.э. Во II в. н.э.
К востоку от Дона сложился племенной союз, возглавленный одним из сарматских племён – аланами. Они были кочевыми скотоводами и частично земледельцами. Аланские курганы часто вовсе без вещей или содержат небольшое количество предметов. Некоторые погребения, находящиеся в пещерах, вырытых в склоне холма (катакомбах), первоначально, видимо, содержали дорогие вещи, но были ограблены в древности. Вещи, встречаемые в аланских погребениях, свидетельствуют об упадке прикладного искусства: изделия обычно из бронзы, грубо украшены камнями и стеклянными вставками.
Оружие аланов близко к сарматскому: такие же железные трёхлопастные стрелы и длинные конные мечи.
Часть аланов, после нашествия гуннов в IV в., ушла вместе с ними на запад. Известны аланские владения в Испании и Африке. Другая часть продвинулась в Предкавказье, где оседала на землю, затем став крупной этнической группой Хазарского каганата. Там аланы оставили много поселений V – IX вв., которые окружены земляными валами, а иногда белокаменными стенами, сложенными на известковом растворе. Жили аланы в домах типа мазанок; около них часто встречаются зерновые ямы.
В V в. у аланов распространяется плужное земледелие, развиваются ремёсла: металлообрабатывающее, ювелирное, деревообрабатывающее, кожевенное и особенно гончарное. Сосуды сделаны на кругу и покрыты лощением. Преобладают кувшины. Из металлических изделий характерны небольшие боевые топорики. В VII – VIII вв. аланы стояли на пороге образования феодального государства. Несколько раньше у них распространилось христианство [5].
Готы
Готы – III–IV вв. н.э. В I в. н.э. готы, жившие в Скандинавии, начали продвигаться к югу и в III в. достигли Северного Причерноморья. Здесь готы создали обширный племенной союз, включавший и оседлых земледельцев лесостепи и кочевых сарматов. Границы этого союза охватывали территорию от нижнего Дуная до Дона и от среднего Днепра до Чёрного моря. Древности готов прослеживаются с трудом. Готскими считаются могилы в виде небольших ям, облицованных и перекрытых каменными плитами. Эти, как их называют, каменные ящики заключают глиняные сосуды с остатками трупосожжений. На погребальной урне иногда изображено человеческое лицо. Погребальный инвентарь содержит больше всего вещей римских провинциальных типов, но есть и местные, может быть готские. В 375 г. гунны разбили готское объединение [6].
Гунны
Гунны – IV в. н.э. Впервые они упоминаются в IX в. до н.э., когда на территории Северного Китая и Монголии образовалось мощное объединение тюрско-монгольских племён. Своими набегами они постоянно тревожили Китайскую империю. В середине I в. до н.э. Это объединение распалось на две части: одна подчинилась Китаю, а другая отступила на запад в Джунгарию, Семиречье и Приуралье. Во II в. н.э. небольшая часть гуннов кочевала в причерноморских степях, а во второй половине IV в. основная масса гуннов двинулась из Приуралья на запад. Они захватили Приазовье, заняли Крым и разгромили Боспорское царство. В 375 г. разбили готское объединение и прошли дальше в Европу, где позднее были ассимилированы местным населением. Некоторая часть гуннов осталась в наших степях, где изредка встречаются гуннские погребения (в Курской области на дне р. Судже).
При быстром продвижении через наши степи гунны не оставили достаточно древностей. С гуннами связывают распространение деревянных сёдел и металлических стремян [7]. Есть вероятность того, что остатки древних гуннских погребений, возможно, обнаружить на территории Усть-Донецкого района, особенно интересна в этом отношении местность в районе х. Крымский.
Болгары
Болгары – II–VIII вв. В эпоху раннего средневековья в Приазовье, вместе с аланами, кочевали племена тюркоязычных болгар. В VII в. у них возникло государство Великая Булгария. Оно занимало территорию от Кубани до Днепра. На рубеже VII–VIII вв. н.э. под ударами различных кочевых племён болгары разделились на три группы. Одна ушла на Дунай, где затем ословянилась. На Балканском полуострове было создано государство Болгария. Другая часть булгар переселилась в Среднее Поволжье – на Волгу и Каму. Подчинив местные финно-угорские племена, она образовала в IX в. Волжскую Булгарию. Некогда воинственные кочевые булгары, расселившись в лесной полосе, перешли к осёдлому образу жизни, перенимая у местного населения приёмы земледелия.Третья группа болгар – археологически непрослеживаемые черные болгары – кочевали в Причерноморских степях и там ассимилировались [8].
В 1993 г. при исследовании могильника Матюхин Бугор было обнаружено захоронение болгарского воина (погребение 12). В фондах РЭМЗ оно представлено 142 предметами. На экспозиции будет выставлена большая часть данного археологического материала. Однако весь погребальный комплекс требует реставрации.
Авары
Раннее средневековье. Археологически авары изучены недостаточно хорошо. Известно, что могилы аваров бескурганны и содержат вытянутые трупоположения, часто с конём. При погребённых иногда имеются железные стремена [9].
Хазары
Хазары (салтово-маяцкая культура) – VIII–X вв. Степи и лесостепи донского бассейна были заняты в VIII – начале X в. населением, создавшим одну из наиболее ярких культур раннего средневековья – так называемую салтово-маяцкую культуру. Особенно богатые и выразительные археологические памятники этой культуры расположены в лесостепной полосе – в верховьях Дона, Северского Донца и Оскола. Именно здесь были открыты оба археологических памятника, давших название всей культуре в целом: Салтовский могильник на Северском Донце и Маяцкое городище на Дону [10].
Расцвет Хазарского государства приходится на VIII в., когда там начался массовый переход входивших в него кочевых племён к осёдлости. От земледелия отделяется ремесло, появляются города, широко развивается внешняя и внутренняя торговля. В IX в. на левом берегу Дона хазары строят город Саркел – один из главных городов Хазарии. Сейчас остатки Саркела находятся на дне Цимлянского водохранилища.
Хазарский каганат в IX–X вв. ожесточённо атаковали появившиеся в степях печенеги. В X в. князь Святослав уничтожил Хазарский каганат. На месте Саркела был построен русский город Белая Вежа.
Территория РЭМЗ так же входила в состав Хазарского каганата, с которым отождествляется салтово-маяцкая культура. В 1993-1994 гг. при исследовании могильника Матюхин Бугор было обнаружено ряд погребений, относящихся к салтово-маяцкой культуре (погребения 6; 13; 17; 21). Культура салтовцев широко представлена в фондах музея. Это 25 предметов из погребений: фрагменты амфор и других сосудов, сосуд лепной, кубышка серолощеная, сосуды кружальные, нож железный, кресало, фрагмент стамески и др. предметы, а так же случайные находки.
Особенно интересно погребение 17. В нем находился скелет взрослого человека, череп и кости жертвенного животного. В изголовье стояли серолощёная кубышка и лепной горшок, украшенный по венчику пальцевыми вдавлениями [11].
Печенеги
Печенеги IX–XI вв. – тюркский кочевой народ. Перекочевали из Средней Азии в причерноморские степи. Известны только по курганам, где похоронены воины с оружием. В XI в. печенеги были вытеснены на запад половцами. Часть печенегов осела на русской земле, в том числе и на Дону [12].
В фондах РЭМЗ, археологический материал по теме «Печенеги» не имеется, но достаточно полно представлен по смежным культурам.
Половцы
Половцы XI–XII вв. На смену печенегам в причерноморские степи пришли торки, а затем кочевой народ тюркского происхождения – половцы. В середине XI в. было образовано кочевое половецкое государство Дешт-и-Кыпчак, которое просуществовало до начала XIII, а затем было уничтожено монголами и вошло в состав Золотой Орды [13].
В фондах РЭМЗ половецкая культура представлена предметами из 8 и 20 погребений могильника Матюхин Бугор. В погребении 8, дотируемым концом X – началом XI вв., были обнаружены элементы конской упряжи (стремена и удила) и железный нож со следами деревянных ножен.
В погребении 20 находился скелет взрослого человека в положении вытянуто, на спине, головой на запад-юго-запад. У кисти левой руки находился нож, в ногах удила, стремена, костяные накладки седла, и сосуд. Предварительно погребение датируется XI–XII вв [14].
Монголы XIII–XIV вв.
В первой четверти XIII в.(1221 г.) на Северном Кавказе появились воинственные кочевники – монголы, которые разгромили алан, а затем половцев, кочевавших в южных степях. В 1223 г. состоялась знаменитая битва на Калке, где монголы победили русско-половецкое войско, а затем основали один из улусов монгольского государства, который стал главной силой завоевательных походов на Русь и на запад, – улус Джучи. Он включал в себя земли волжских булгар, Крым, Приуралье, Западную Сибирь, Хорезм и половецкие степи. На Руси это государство называли Золотой Ордой. В состав Золотой Орды входило множество завоёванных монголами племён и народов. Они вели как осёдлый, так и кочевой образ жизни. Подвластное монголам кочевое население поставляло завоевателям лошадей, скот, кобылье молоко; земледельческое население отдавало им большую часть своего урожая. Монгольская знать присвоила себе лучшие земли и пастбища. Для строительства столицы Золотой Орды, города Сарая, монголы согнали мастеров из покорённых государств.
Во времена татарского владычества в низовье Дона существовали многочисленные города, где проживало так называемая бродницкая народность (потомки кочевого населения Дона, Хазарского государства, славян, переселившихся на Дон). В государственной системе Золотой Орды эта народность и получила значение и роль казачества. По отношению ядра Золотой Орды служба подонского казачества являлась пограничной и постоянной. В неё входили: охрана караванов, посольств, бродов, перевозов, обслуживание рек, охрана порубежных подонских городов, караулов. Сами монголы пополняли ряды казаков, вливаясь в их организацию и принимая православие [15].
В фондах музея хранятся фрагменты белоглиняной керамики монгольского периода.
Библиографический список
[1] Смоляк А.Р. «Исследование могильника Матюхин Бугор», Историко-археологические исследования в Азове и на Нижнем Дону в 1994г., выпуск четырнадцатый, Азов 1997 г. стр.48. [2] Там же, стр. 48. [3] Там же, стр. 48. [4] Там же, стр. 48. [5] Авдусин Д.А. «Археология СССР», М. «Высшая школа» 1967 г. стр. 214-215 [6] Там же, стр. 214. [7] Там же, стр. 215. [8] Там же, стр. 272. [9] Там же, стр. 216. [10] Плетнёва С.А. «На славяно-хазарском пограничье (Дмитриевский археологический комплекс). М.: Наука, 1989 г. стр. 7. [11] Смоляк А.Р. «Исследование могильника Матюхин Бугор», Историко-археологические исследования в Азове и на Нижнем Дону в 1994 г., выпуск четырнадцатый, Азов 1997 г. стр.48. [12] Введенский Б.А. Энциклопедический словарь, ГНИ «Большая советская энциклопедия», М. 1954 г. стр. 649. [13] Там же, стр. 692. [14] Смоляк А.Р. «Исследование могильника Матюхин Бугор», Историко-археологические исследования в Азове и на Нижнем Дону в 1994 г., выпуск четырнадцатый, Азов 1997 г. стр.48. [15] Быкадоров И.Ф. «История казачества», Казачий круг, специальный выпуск №2, МГП «Русское слово», М., 1991 г., стр. 48-49.