Печать Войска Донского Раздорский этнографический музей-заповедник Археологические памятники
О музее Археологические памятники Станица Раздорская Донское казачество Имена Контактная информация
 

Археологические памятники

Остров Поречный

- 1   2   -

В Раздорском этнографическом музее-заповеднике (РЭМЗ) хранятся предметы из раскопок новых археологических памятников, которые производились в 1990-е годы на острове Поречном под руководством преподавателя Ростовского Государственного педагогического университета А.Р.Смоляка. Благодаря работе археологической экспедиции педагогического университета и РЭМЗ был исследован ряд памятников эпохи бронзы, раннего железного века и средневековья.

В 1994 г. на вскрытой площади были обнаружены погребения ямной, катакомбной, срубной культур, а так же два погребения салтово-маяцкой культуры и одно половецкого времени. Ещё раньше было обнаружено болгарское погребение. Впервые удалось стратиграфически выделить верхний слой и связать его с казачьим периодом в истории Дона [1].

Эти находки дают возможность показать древнюю историю станицы в её развитии.


Древнеямная культура

Древнеямная культура, которую чаще называют просто ямной культурой, возникла в III тысячелетии до н.э. в степях от Эмбы до Днепра. Основное занятие скотоводство, видимо было известно и земледелие. Названа по обряду погребения в ямах под курганами. Эта культура начала формироваться ещё в неолите. Наиболее древней её областью было Нижнее Поволжье, а основная территория простиралась от Дона до Днепра. Эта культура изучена в основном по курганам, так как поселения на её восточной территории сохранились очень плохо. Только в Нижнем Поднепровье открыт ряд хорошо сохранившихся поселений ямной культуры. В древнеямных курганах находят скорченные окрашенные костяки, часто без вещей, или с остродонными сосудами, кремневыми стрелами, ножами и скребками, костяными гарпунами, шильями, крючками, бусами, булавками. Костей животных очень мало. Только в единичных курганах встречены кости овцы, остальные принадлежат диким животным. Обнаружены также груды раковин, свидетельствующих, что моллюски шли в пищу.

К ямной культуре относится погребение, обнаруженное Смоляком А.Р. во время раскопок археологического памятника. Это погребение совершено в узкой яме. Костяк взрослого человека находится в положении слабо-скорчено, на спине, головой на запад. Инвентарь состоял из лепного сосуда, фрагмента каменного орудия и кремневого отщепа [2].


Катакомбная культура

Катакомбная культура – пришла на смену древнеямной культуре. Её название происходит от встречающейся под курганными насыпями формы могильной ямы – с ответвлением в сторону. В этих ответвлениях хоронили покойников в скорченном положении, причём вход в катакомбы закладывали брёвнами или камнями, а яму тоже засыпали камнями. Часто погребения производились в обычных ямах.

Происхождение катакомбных племён не вполне ясно. С уверенностью можно лишь утверждать, что они не являлись потомками племён древнеямной культуры. Катакомбники появились в степях Причерноморья в начале II тысячелетия до н.э. И на основной территории между Волгой и Днепром исчезает в середине II тысячилетия до н.э. Вероятно, катакомбные племена были ассимилированы срубными. Но в Приазовье, на Северном Кавказе и в Крыму катакомбные племена жили ещё долго.

Наиболее устойчивым признаком культуры служит керамика в виде специфических горшков и банок (почти цилиндров) со шнуровым орнаментом и налепами. Керамика плоскодонная, что соответствует стационарным печам с плоским подом.

Катакомбные поселения часто вытянуты вдоль реки на несколько сот метров. Поймы рек удобны для пастбищ и подсобного земледелия, а в реках ловили рыбу, кости которой на поселениях встречаются во множестве. Культурный слой на поселениях толстый: люди жили осёдло. Основой хозяйства было развитое пастушеское скотоводство. Разводили овец, коров, лошадей, кости которых встречаются и в катакомбных погребениях. Развито и земледелие, подтверждаемое находками вкладышей для серпов, серповидных кремневых ножей, роговых мотыг, зернотёрок. В погребениях найдены зёрна проса.

Самым характерным предметом катакомбной культуры являются сверлёные полированные топоры. Были и средства передвижения. В погребении, раскопанном в нашей области, найдена большая четырёхколёсная повозка, которая сегодня экспонируется в РОМКе в музеи археологии.

Иногда в катакомбных погребениях находят парные захоронения, т.е. погребения мужчины и женщины. Несколько раз на голове женщины прослеживался след смертельной раны. Толкования этого обычая различны. Одни видят в нём убийство рабыни-наложницы. Другие считают, что при погребении мужа убивали его жену. Встречаются случаи, когда при одном мужчине погребено несколько женщин, что говорит о многожёнстве.

В 1994 г. на острове Поречный было обнаружено погребение катакомбной культуры. В нем был сильно истлевший скелет в положении скорчено, на правом боку, головой на восток. Дно камеры было посыпано охрой. Инвентарь составляла глиняная миска, украшенная оттисками тесьмы и кусок охры [3].


Срубная культура

Срубная культура – культура степей и юга лесостепи Восточной Европы. II – начало I тыс. до н.э. Территория срубной культуры больше предшествующих культур. Она простиралась от реки Урал до Поднепровья, от Азовского моря до устья Камы. Видимо, племена этой культуры происходили от древнеямных, живших в Среднем и Нижнем Поволжье. В дальнейшем на этом варианте древнеямной культуры сказалось влияние Кавказа и катакомбных племён. Считают, что древнейшие археологические памятники эпохи срубной культуры возникли там в середине II тысячелетия до н.э. В XVI–XV вв. племена этой культуры расселились и заняли всю указанную территорию. Поселения срубной культуры располагаются не только на больших, но и в особенности на малых реках. Жилищами служили полуземлянки значительной площади (до 150 кв. м.), стены которых были укреплены брёвнами.

Керамика срубной культуры плоскодонная. Преобладают баночные, почти цилиндрические, сосуды и острорёберные, как бы из сложенных основаниями двух усечённых конусов. Встречается множество изделий из металла (бронзы).

Погребения в срубах из двух-трёх венцов, перекрытые накатом, поверх которого возведён курган. От таких погребений и происходит название культуры.

Основу хозяйства племён срубной культуры составляло скотоводство. Наибольшими были стада коров, обычны и лошади, которые использовались для верховой езды. Растёт роль земледелия.

К концу срубной культуры в погребениях часто встречаются железные ножи. Появляются формы вещей, развившиеся впоследствии у скифов. Это одно из оснований полагать, что между срубной и скифской культурами нет принципиальной грани; не исключено, что срубные племена были местной основой последующей скифской культуры.

В одном из погребений срубной культуры (19-м) находился скелет взрослого человека в положении скорчено, на левом боку, головой на восток и два сосуда острорёберной и баночной форм.


Киммерийцы

Киммерийцы – вторая половина II тыс. до н.э. – VIII в. до н.э. Первый народ на территории археологических памятников РЭМЗ, имя которого известно. Одно из первых упоминаний о них содержится в трудах греческого учёного Геродота (V в. до н.э.). Он пишет, что территория, занимаемая в его время скифами, прежде принадлежала киммерийцам, что последние были вытеснены из неё скифами и бежали в Азию, где обосновались на южном берегу Чёрного моря.

Ни Геродот, ни другие авторы не упоминают, откуда и как попали киммерийцы в причерноморские степи. Некоторые археологи считают киммерийцев племенами катакомбной культуры. Другие видят киммерийцев в своеобразном варианте племён поздне-срубной культуры.

Киммерийцы были кочевниками-воинами. Их войско состояло из конных стрелков, вооруженных луками. Впервые железный нож появляется у киммерийцев. Полчища конных орд подвергали полнейшему разграблению захваченные территории и внушали ужас древневосточным рабовладельческим государствам. Киммерийцы беспокоили их своими набегами до тех пор, пока сами не были разбиты скифами. Киммерийцы, несомненно, кочевали и по донским степям. Некоторые предметы, найденные в курганах Дона, можно считать киммерийскими (образцы черной лощёной керамики, ранние железные предметы и т.д.). Позднее эти элементы культуры были приняты скифским населением, что объясняют ассимиляцией скифами части киммерийского населения, не ушедшего под их натиском.

На острове Поречном было открыто погребение 1, предположительно позднекиммерийское, или раннескифское.


Скифы

Скифы – I тыс. до н.э. (самоназвание – сколоты) Геродот указывает, что скифы пришли из Азии. Были кочевниками-скотоводами. Огромные стада скифских племён требовали постоянной смены пастбищ, поэтому их стоянки были короткими, а постоянных поселений было мало. Зерновое хозяйство тоже имело немалое значение. Скифы производили зерно на вывоз.

Укреплённые поселения появляются сравнительно поздно, на рубеже V – IV вв. до н.э. Они изучены меньше, чем скифские курганы.

Наиболее знамениты скифские погребения. Мёртвых скифы хоронили в ямах или в катакомбах. В отличие от предшествующей срубной культуры скифские погребения вытянутые, а не скорченные. Встречаются курганы маленькие и огромные. Одни погребения почти без вещей, другие с огромным количеством золота и серебра.

Скифы поклонялись мечу. Скифский меч (акинак) железный, короткий, колющий. Они вонзали его в кучу хвороста, производили вокруг ритуальные действия и приносили ему жертву.

Скифские стрелы втульчатые. Изготовлялись из бронзы.

Керамика сделана без помощи гончарного круга. Сосуды плоскодонны и разнообразны по форме. Часто встречаются бронзовые котлы на высокой и тонкой ножке.

Для искусства характерен так называемый «звериный стиль», изображающий животное в движении, иногда в прыжке.

Древнейшие скифские курганы относятся к VI в. до н.э.

Во II в. до н.э. скифы были вытеснены сарматами в Крым и на узкую полоску западного побережья Северного Причерноморья.


Сарматы

Сарматы (савроматы) – VIII–IV вв. до н.э. – III в. н.э. Первоначально сарматы жили между Доном и Уралом. Их культура была близка к скифской. Геродот говорит, что сарматы и скифы понимали друг друга. Но в IV в. до н.э. союзнические отношения между сарматами и скифами нарушились. Сарматы переходят через Дон, занимают скифские кочевья и постепенно вытесняют скифов.

Поселения сарматов сравнительно редки, они сосредоточены главным образом в степных районах Подонья и Прикубанья, окружены рвом и валом, по верху которого шла стена из двух плетней, а между ними была насыпана земля. Внутри этих укреплений были небольшие глинобитные дома, возле которых обычны зерновые ямы. Находят железные серпы. Земледелие было пашенным. Сеяли пшеницу и просо. Встречаются толстые слои рыбьих костей, а так же грузила для сетей. Рыболовство было существенным подспорьем в хозяйстве. Осёдлые сарматы разводили лошадей, коров, овец, свиней.

Знамениты сарматские курганы. В Новочеркасском кургане с погребённой женщиной, которую считают сарматской царицей, были найдены импортные сосуды, серебряные предметы, художественная бронза, золотые изделия.

Оружие сарматов отличается от скифского. Вместо короткого колющего меча у сарматов длинный рубящий конный меч. Стрелы у сарматов уже железные, они тех же форм, что и у скифов, т.е. трехлопастные, но в отличие от скифских они не втульчатые, а черешковые. Сарматы носили металлический доспех, он был пластинчатый или кольчужный.

Греческие авторы сообщают, что у сарматов девушки воюют наравне с мужчинами, а женщины господствуют над мужчинами. В сарматских курганах центральные погребения часто оказываются женскими. Оружие встречается у женщин часто, хотя и реже, чем у мужчин, причём мечи – только у мужчин. Ко II в. до н.э. остаточные явления матриархата у сарматов исчезли.

Название сарматов сохранялось приблизительно до II в. до н.э., когда его вытеснило название одного из сарматских племён – аланов.

Из материалов, относящихся к сарматской культуре, имеющихся в фондах РЭМЗ, следует отметить корчагу, украшенную пальцево-ногтевыми защипами и вдавлениями, лепной сосуд и миниатюрный сосудик, орнаментированный точечными вдавлениями и прочерченными линиями [4].

- 1   2   -

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru
Струг
На главную           Карта сайта
© Раздорский этнографический музей-заповедник
Web-дизайн Татьяна Ладик